wish0

Нарушение поведения

Общие сведения

Поведение это термин, который указывает на внешние проявления.Могут рассматриваться как поверхностные черты,  так и многозначные. Поведение склонно выражать глубинные переживания, отношение к окружению, сущность индивида. Нарушение поведения это его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют: 

  • Свободному выражению себя;

  • сковывают, ухудшают отношения;

  • наносят вред нашему душевному, физическому здоровью;

  • негативно сказываются на трудоспособности, адаптации к требованиям окружающего мира;

  • ухудшают качество жизни.

Многие из подобных нарушений тесно связаны с другими сферами нашей жизн: эмоциональной, волевой, межличностной, выделение их в отдельную группу имеет чисто практический смысл – упрощается распознавание серьезных затруднений в функционировании нашей психики. 

Нарушение поведения это совершение поступков, которые прямо противоречат принятым нормам социального поведения в том или ином сообществе. 
В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований. 

Девиантное поведение

Девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения сверстников. В зрелом возрасте девиантное поведение является результатом негармоничного развития личности, стрессов и ситуаций в которых оказывался больной.

Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки у ребенка. Нарушение поведения возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Симптомы нарушения поведения

В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Наиболее часто к нарушениям поведения относят следующие явления: 

  • Навязчивые действия;

  • повышенная возбудимость;

  • конфликтность и агрессивность;

  • нуживчивость;

  • стеснительность, нерешительность;

  • чрезмерная эмоциональная восприимчивость;

  • повышенная внушаемость;

  • пагубные привычки;

  • повышенная возбудимость, расторможенность;

  • чрезмерное погружение в работу;

  • неуместный конформизм;

  • шаблонность поведения;

  • демонстративность. 

Причины науршения поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. 


В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории психотерапевта Зигмунда Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.

Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. 

Лечение нарушений поведения

В соответствии с социологическими теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания.

Здоровый человек, без отклонений в поведении, должен воспринимать нормы культуры таким образом, чтобы автоматически действовать в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному аномией (состояние отсутствия норм).

Работа с психологом поможет пациенту с нарушением поведения преодолжеть внутреннее беспокойство и ограничения, наладит контакт с внутренним "я", поможет простить себя и окружающих. Эффективной является групповая психотерапия. Отклонения в поведении имеют тенденцию усугубляться со временем, и раннее лечение может предотвратить их прогрессирование. Спокойные доброжелательные отношения повышают самооценку пациента. Налаживание таких отношений помогает прервать порочный круг, включающий негативное поведение, провоцирующее отрицательную реакцию.

вверх